Этот метод часто называют бабушкиным методом. Стоит сразу сказать, что это худший из предложенных способов изучения умножения – он ведет к тупиковому результату, и приведенная ниже методика рекомендуется скорее для ознакомления в развлекательных и познавательных целях, чем для практического применения.
Техника умножения на пальцах.
Описание и подготовка.
От ребенка требуется уметь складывать, знать таблицу умножения от 1 до 5 и уметь умножать на 10. Для умножения на 6, 7, 8, 9 и 10 используем пальцы обеих рук.
Для начала нужно расположить обе руки ладонями к себе и последовательно пронумеровать все пальцы от 6 до 10. Нумерация пальцев следующая:
Мизинец – 6,
Безымянный – 7,
Средний – 8,
Указательный – 9,
Большой – 10.
На начальном этапе пальцы можно пронумеровать ручкой. В процессе умножения потребуется соприкасаться нужными пальцами обеих рук. Подробнее сразу на примерах.
Пример 7 * 6.
Для начала нужно прикоснуться безымянным пальцем левой руки (номер 7) к мизинцу правой руки (номер 6). Это соответствует числам в примере.
Соприкоснувшиеся пальцы и пальцы под ними называются нижними, пальцы выше – верхними.
Для умножения 7 * 6 сначала посчитаем сумму нижних пальцев. В нашем случае это 3. Затем умножим на 10, получим 30.
Далее посчитаем количество верхних пальцев на каждой руке (4 и 3) и перемножим их, получим 12.
Теперь сложим 30 и 12 и получим ответ 42.
Пример 8 * 9.
Для начала нужно прикоснуться средним пальцем левой руки (номер 8) к указательному правой руки (номер 9).
Сначала посчитаем сумму нижних пальцев. В этом случае это 7. Затем умножим на 10, получим 70.
Далее посчитаем количество верхних пальцев на каждой руке (2 и 1) и перемножим их, получим 2.
Сложив 70 и 2, получим ответ 72.
Плюсы метода
- Довольно прост в использовании.
Минусы метода
- Тупиковый метод. Умножение на пальцах не позволит считать ничего больше таблицы умножения, ребенку по-прежнему необходимо будет выучить таблицу, понять ее закономерности и овладеть умножением для дальнейшей учебы..
- Неполноценен. Требует начальной подготовки по умножению.
- Неудобен. Требует использования обеих рук.
- Непрактичен. Невозможно использовать в школе, т.к. метод явно не входит в учебную программу и не будет принят учителем.
- Несерьезен. Ребенок, считая на пальцах, может стать объектом насмешек одноклассников.